1. До конца XVII века заволжские степи были ничейными. Веками по ним шло движение воинственных кочевых племён. Сменяли друг друга хазары, булгары, половцы, печенеги. Позже началось небывалое нашествие монголо-татар. После распада Орды на нашей земле кочевали ногайцы, а в 1634 году их потеснили воинственно настроенные калмыки, неожиданно пришедшие из дальних сибирских просторов и облюбовавшие пастбища вдоль Еруслана и Торгуна. Спустя некоторое время из Китая пришли киргиз-кайсаки. Они стали кочевать от озера Эльтон до верховьев реки Торгун.
После распада монгольской империи, согласно преданию, некто Алаш, впоследствии ставший героем казахского эпоса, поставил во главе трёх племён своих сыновей, что положило начало трём киргиз-кайсацким улусам. Большой улус возглавил Уйсун, Средний – Архын, а Малый – Алчин.
В 1771 году калмыки хана Убаши покинули наши степи и направились в Китай, из которого продолжалось переселение киргизкайсаков в междуречье Волги и Яика (Урала).
Согласно Указа правительства от 10 февраля 1775 года они были признаны подданными Российской империи, а казахские степи стали своего рода воротами к торговым центрам Средней Азии и к более отдалённым восточным рынкам.
В 1812 году Букей Нургалиев был утверждён ханом Орды Малого улуса. С этого времени Орда стала именоваться Букеевской. К 1881 году она насчитывала уже 35 000 семей, чьи потомки ныне проживают на территории нашего района.
Образованию на территории нашего края первых поселений способствовали и близость низин, в которых имелась вода и наличие кормов для скота. Сначала это были просто длительные остановки кочевников, позже – зимовки. Юрты сменяли постоянные жилища из дёрна (вырезанный в виде кирпича верхний слой земли с корнями травы). Ввиду непрочности такого строительного материала (дожди размывали его, жилища рушились) стали использовать саман (большие кирпичи из замешенной с соломой глины). Строительный материал дал название жилищам «землянка», «саманка» (с тех пор в нашей речи присутствуют термины «землянка» и «саманка»).
Место одной из стоянок кайсаков стало называться Кайсацкое. Такова одна версия происхождения названия нашего села. Существует и другая: название происходит от имени первого поселенца Кайсы.
В 1836 году село входило в состав Николаевской волости Царевского уезда Саратовской губернии. В 1850 году из-за образования Самарской губернии уезд, а значит, и село были включены в состав Астраханской губернии.
2. В условиях засушливой степной зоны земледелие было малоэффективным и неспособным в полной мере прокормить крестьянские семьи. Однако, его развитие в нашем крае проходило успешнее, чем в центральных районах, ведь в Заволжье не существовало крепостного права. Но главным источником существования и богатства было скотоводство, имевшее «первобытный» характер. В 60-70 годы XIX века был популярен способ зимнего кормления скота «тебеневка». Идущие впереди лошади разбивали копытами снег, а рогатый скот, овцы и замыкающие шествие неприхотливые верблюды подбирали засохшую растительность. При таком способе скотоводам не нужна была заготовка дефицитных кормов на зиму.
В 1895 году в нашем селе начался передел земли, но в расчете не на «мужскую душу», как в приволжских волостях, а на «едока», то есть на 1-2 десятины меньше. К началу XX века на один кайсацкий двор приходилось от 10 до 40 десятин земли.
В начале XX века крестьяне стали выходить из общин и выезжать в степь на «отруба». При этом на едока давалось 2-4 десятины пашни и до одной десятины сенокосных угодий. Так появились хутора: Сахаровка, Королевка, Камышовка.
2,4% - таков наибольший прирост населения в 1904 году в Царевском уезде. Увеличению числа поселенцев в нашем крае способствовало начало разработки соли на озере Эльтон, где пролег соляной тракт Эльтон-Энгельс. Большое значение для закрепления жителей сыграло и строительство железной дороги. В 1904 году в степи от Саратова до Астрахани была проложена железнодорожная ветка, на 128-ой версте которой появилась станция Кайсацкая. На её территории находился бассейн для запасов воды, водокачка для заправки паровозов водой, вокзал и дома для специалистов (приложение 1).
По воспоминаниям жителей села первый состав на нашем участке ветки прошёл 1 августа 1907 года. Начало эксплуатации железной дороги способствовало появлению новых селян – рабочих железной дороги.
В 1907 году в селе были построены больница и церковь. Появились магазины. Первыми торговыми людьми были А.Сидоренко и И.Соколов-Ордынский. Торговля в удаленной от центра местности была выгодным делом, и купцы быстро богатели.
В ходе столыпинской аграрной реформы происходило всё большее разделение: у одних земли становилось всё больше, у других – меньше. Отдавшие свои участки в уплату за долги крестьяне становились батраками. У кулаков наделы увеличивались. В их же руках сосредоточилась и значительная часть скота. Самыми зажиточными были Козин, Смирнов, Зарастров.
Кайсацкие земледельцы возделывали рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Почву обрабатывали двухколесным плугом, при помощи тяговой силы быков и лошадей. Широко в хозяйстве использовали верблюдов для перевозки грузов.
Статистика тех лет свидетельствует о более лучшей жизни степняков по сравнению с жителями приволжских волостей, что выражалось в дешевой арендной плате за пашню и более сытном питании.
3. В марте 1917 года в Заволжье докатилась весть о Февральской революции. Прошедший в Николаевске в июле 1917 года съезд восьми ближайших волостей принял решение о безвозмездной передаче помещичьих владений в распоряжение крестьян. Большевиков в уезде практически не было, вопрос решался без них.
В декабре 1917 года в село пришла весть об Октябрьской революции. В 1918 году Николаевская волость была преобразована в уезд, воссоздана Кайсацкая волость, состоящая из хуторов, расположенных в радиусе 50-ти километров. Жители села не остались в стороне от преобразований, в Кайсацком был создан волостной революционный комитет.
В соответствии с декретом ВЦИК «Об организации и снабжении деревенской бедноты» местные советы стали создавать комбеды как опорные пункты Советской власти в хуторах. Комбеды вели учет хлеба и продуктов, распределяли их. Выполняя продразверстку, организовывали набор добровольцев в Красную Армию.
Решением Волисполкома кулак Богодуха, братья Карповы и Морозовы, Паничкин были арестованы. Леон Галичкин бежал. Имущество кулаков раздали беднякам.
В 1919 году, когда белогвардейцы рвались к Царицыну, нелегко пришлось и астраханцам. Только узкий коридор вдоль железной дороги Саратов-Астрахань связывал город с территорией Советской Республики. С.М.Киров, руководивший обороной Астрахани, назначил М.Г.Горемыкина, комиссара станции Кайсацкая, начальником обороны участка Эльтон-Джаныбек-Кайсацкая-Палласовка. На нашей станции было введено чрезвычайное положение. Гарнизон был усилен 150-ю бойцами, 4-мя пулеметами, 3-мя пушками. Благодаря этому белым не удалось перерезать важнейшую железнодорожную артерию.
После ареста атамана астраханского казачьего войска кайсацкий волостной Совет народных комиссариатов возглавил Иван Трофимович Жигалин, местный крестьянин, активный сторонник Советской власти. Военным комиссаром назначили Михаила Григорьевича Горемыкина, комиссаром по продовольствию – Николая Филатова, комиссаром юстиции – Василия Шайкина, председателем сонархоза – Василия Филатова.
Кайсацкий совнарком являлся одновременно административной и политической властью. Свою деятельность он начал с разъяснения крестьянам, всем жителям волости политической программы большевиков, решений Советского правительства. Совнарком провел учет земель волости, домашнего скота, лошадей, запасов зерна, фуража, инвентаря. Наметили план распределения земли помещиков и крупных кулаков среди беднейшего крестьянства и батраков. Но осуществить эти меры работники совнаркома не успели. В феврале 1918 года на Кайсацкое началось наступление астраханских казаков. Силы были неравные. Десяток-другой кайсацких красногвардейцев не могли остановить войско белоказаков. Специальный отряд оборонял обнесенное колючей проволокой село с выставленным дозором. Во время одной из схваток с бандой Леона Галичкина был убит командир отряда Овечкин.
Однако, Советская власть набирала силу. Все меньше и меньше сторонников оставалось у бандитов, хотя их зверства еще продолжались.
4. В 1926-1929 годах крестьяне стали собираться в мелкие артели, где вместе пахали, сеяли. Начавшаяся коллективизация вновь обострила отношения между жителями села. Не желающие вступать в колхоз, всячески сопротивлялись его организации. Так во время проведения собрания на хуторе Есин были убиты активист Жуков А.И. и двое приезжих из Сталинграда. Их тела сбросили в колодец. Позже они были похоронены в братской могиле на гражданском кладбище села.
В 1930 году были образованы колхозы им.Ворошилова и им.Верейкса, но последний вскоре переименовали в «Зарю», так как Верейкс был объявлен врагом народа.
В 1931 году в село пришел первый трактор. Это был «Фордзон». Со страхом и удивлением наблюдали крестьяне за движением этого гремящего чуда. Некоторые с недоверием качали головами: «Не будет проку от этой машины: с землей надо обращаться бережно». Но скорость и качество работы «Фордзона» убедили крестьян в пользе этой техники. Одним из первых трактористов был Телехов Иван Иванович.
После пуска Сталинградского тракторного завода на поля пришли трактора СТЗ.
В 1924 году был создан первый пионерский отряд. Ребята назвали его «Звездочка». Он состоял из 4 звеньев, в каждом было по 8 ребят. По вторникам пионеры в самодельных красных галстуках проходили по селу под дробь барабана со своей отрядной песней. Дети сбегались посмотреть на пионеров.
Одной из первых пионерок была Токаш (Боркунова) Антонина Францевна.
Молодежь не оставалась в стороне от великих перемен. В 1924 году создана первая комсомольская организация. Первым комсоргом был Донченко Григорий. Первые комсомольцы: Дмитриев А.М., Агарков П.И. Комсомольцы активно помогали коммунистам в установлении Советской власти на селе.
В 1927 году в селе была открыта школа. Днем в школе учились дети, а вечером туда приходили их родители. В стране началась ликвидация неграмотности.
В 1929 году была открыта изба-читальня, которая являлась одновременно и клубом.
Население села увеличивалось, прибавлялось количество детей. Решено было построить еще одно здание для учащихся 1-4 классов. Строили его всем селом.
5. В 1935 году был образован Кайсацкий район. Он объединил 5 колхозов, 56 населенных пунктов на территории 2778 кв. км с населением 6607 человек. В селе были построены административные здания, была образована МТС.
Жизнь постепенно налаживалась. Была построена новая школа, открыта новая больница. Все здания были деревянными. Строительный лес специально привозили для построек.
22 июня 1941 года. Война! Это слово тяжким грузом свалилось на советских людей. В этот день в селе Кайсацком состоялся партийный актив райцентра. Принятая на нем резолюция призывала все направить на разгром врага, жить и работать под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Вся деятельность была подчинена нуждам фронта.
С болью в сердце трудящиеся района провожали на фронт коммунистов, комсомольцев, лучших тружеников района.
С 11 июля 1941 года в районе началось формирование роты народного ополчения. А с 21 июля 1941 года было признано целесообразным вместо роты создать кавалерийский эскадрон.
Командиром эскадрона был утвержден Голованов Михаил Ефимович, комиссаром эскадрона – Черняев Иван Гаврилович.
Ушедших на фронт мужчин заменяли женщины и подростки.
В 1941 году на полях степного Заволжья выдался хороший урожай. Предстояло убрать хлеб в небывало короткие сроки. В первое военное лето была поистине жаркая страда. Колхозное поле тогда чем-то напоминало фронт. И хотя не взрывались бомбы и не свистели пули, здесь тоже шла битва – битва за хлеб, которая приближала победу.
Наши земляки хорошо понимали тяжелую обстановку на фронте и трудились от темна до темна целыми селами, хуторами, не замечая ни смертельной усталости, ни давно набитых мозолей, ни нещадно палящего солнца над головой.
На оборону страны было отправлено 42 гусеничных трактора. В районе осталось 12 гусеничных тракторов, из которых 5 могли работать, а пять были разукомплектованы. Трудовые ресурсы сократились на 1035 человек. В этой связи было принято решение об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов и организации краткосрочных курсов по подготовке трактористов, комбайнеров и других специалистов для замены отцов и старших братьев, ушедших на фронт.
По призыву на краткосрочные курсы механизаторов при МТС и совхозах пришли сотни юношей и девушек. В Кайсацком МТС обучалось на курсах трактористов 34 человека, из них 18 девушек. В том числе: Таранова Раиса, Паршева Анна, Момотова Тамара, Карпова Валентина, Черненко Александра и другие. Эти девушки, полуголодные, плохо одетые, кое-как обутые, в работе равнялись на героев-комсомольцев, сражавшихся на фронтах. Они на колесных тракторах марки «СТЗ» боролись за то, что в два-три раза перекрыть нормы выработки на севе и жатве.
Уже в июле 1942 года из общего количества механизаторов района женщин и девушек было 90 человек, работало более 10 комсомольско-молодежных тракторных отрядов и 1 женский тракторный отряд.
В этом отряде было 5 девушек – Момотова Нина, Литвинова Раиса, Айткалиева Асия, Шишкина Александра. Отряд возглавлял Чингалиев Бахчан. Девушки работали на колесных тракторах «СТЗ» по-фронтовому, по-гвардейски. Многие земледельцы тогда получили заслуженные награды. Народный Комиссариат мясомолочной промышленности наградил Н.Момотову, Р.Литвинову нагрудными знаками «Отличник социалистического земледелия». А Рая Литвинова была также награждена значком «Лучшая трактористка Советского Союза».
В связи с боевыми действиями на западных рубежах страны в Заволжье хлынул поток беженцев и эвакуированного населения, прибывал и продуктивный скот. В августе 1941 года Кайсацкий райком партии рассмотрел вопрос «О размещении скота на зимовку в совхозах и колхозах». В наш район было направлено: лошадей – 500 голов, крупного рогатого скота – 3000 голов, овец и коз – 7 тысяч голов.
К лету 1942 года с приближением фронта к Сталинграду местные власти приняли меры по эвакуации из прифронтовых районов нашей области в Заволжье колхозников, рабочих совхозов, МТС, которые сопровождали общественное поголовье скота, технику, обозы с имуществом.
Необходимо было разместить людей, позаботиться о создании элементарных удобств для труда, быта. Эти задачи приходилось решать в неимоверно трудных условиях. И все же местное население находило выход.
6. Летом 1942 года, когда враг неистово рвался к Сталинграду, стало очевидным, что значительную нагрузку по доставке Сталинградскому и Донскому фронтам стратегических грузов должна принять на себя Астраханская железнодорожная линия. Но она была маломощной. В целях увеличения пропускной способности железной дороги было решено построить обходные пути для сквозного пропуска эшелонов от Красного Кута до Верхнего Баскунчака, построить не менее 20 разъездов.
Тысячи военных железнодорожников, строителей, путейцев, движенцев, паровозников, вагонников, связистов Рязано-Уральской железной дороги совместно с жителями окрестных сел и хуторов приступили к их строительству. В тяжелых условиях, не зная отдыха, люди трудились сутками.
Прошел месяц, и все 20 разъездов, в том числе два на ст.Кайсацкая вступили в строй, тогда как в мирное время на их строительство потребовалось бы не менее 5-6 лет. Это был настоящий трудовой подвиг! Защитники Сталинграда почувствовали поистине героический вклад, который внесли железнодорожники, увеличив доставку людских резервов, боевой техники, снарядов. Почувствовал это и враг. Он стал остервенело, начиная со второй половины июля 1942 года, наносить бомбовые удары по железнодорожным станциям.
Огромную роль в строительстве двух разъездов, повышении пропускной способности железной дороги на участке Палласовка-Джаныбек сыграл начальник станции Кайсацкая Михаил Тимофеевич Сахаров.
7. Еще в начале Великой Отечественной войны получили распространение комсомольско-молодежные воскресники. В первый воскресник 17 августа 1942 года в Кайсацком районе участвовало 805 человек, было заработано и перечислено в Фонд обороны 5635 рублей. В результате всех комсомольских воскресников 1941-1942гг. было заработано и передано в Фонд 16745 рублей. Движимые высокими чувствами патриотизма, советские люди приносили в Фонд обороны свои личные сбережения. Молодежью района на строительство авиаэскадрильи «Героический Сталинград» было собрано 27127 рублей наличными деньгами и облигациями. От тружеников Кайсацкого района на строительство танков было внесено более 625 тыс. руб.
Народная инициатива по оказанию помощи фронту выражалась также в обеспечении советских воинов теплыми вещами и бельем. Не было тогда дома, где бы не готовили для воинов вещи. В долгие бессонные ночи женщины неутомимо вязали варежки и носки, шили полушубки и телогрейки.
Радостным событием была поездка делегации Кайсацкого района к воинам 64-ой Армии, сражавшейся у стен Сталинграда. В конце октября 1942 года делегация в составе 4 человек выехала с транспортом в 14 подвод с подарками. Делегация прибыла в Житкур 2 ноября 1942 года в 20 часов вечера, где ее встречали машины с фронта.
Делегация везла с собою продукты для воинов: баранину – 505 кг, говядину – 1189 кг, свинину – 266 кг, мясо кур – 250 штук, муку – 1200 кг, крупу – 115 кг, колбасу – 18 кг, окорок – 29 кг и индивидуальных посылок 200 штук.
В штабе 64-ой Армии делегацию встретил командующий генерал-майор Шумилов М.С., состоялась также беседа с бойцами.
10 ноября 1942 года делегация района возвратилась домой, рассказала о теплой встрече с воинами, о том, как они живут и сражаются с врагом.
В период Сталинградской битвы в нашем селе (в сентябре 1942 года) дислоцировался госпиталь № 2904 (в зданиях клуба и школы). Наши односельчане ухаживали за ранеными. Умиравших от ран бойцов хоронили на гражданском кладбище.
8. Страна залечивала раны, нанесенные страшной войной. Вместе с ней восстанавливал свои хозяйства и Кайсацкий район. В 1951 году на базе 3-х районов Эльтонского, Кайсацкого, Палласовского был создан один район – Палласовский. Центром нового района стал р.п. Палласовка (в 1967 году получил статус города).
В феврале 1954 года было принято решение об освоении целинных земель. Жители нашего села не остались в стороне. Медалью «За освоение целинных земель» награждены: 13 человек.
В ноябре 1957 года в честь 40-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции колхоз им. Ворошилова был переименован в колхоз им. «40 лет Октября».
Машино-тракторная станция была оснащена новой мощной техникой. На колхозных полях работали 65 тракторов, 28 комбайнов. Выросли замечательные кадры механизаторов. Заслуженной славой пользовались бригадиры тракторных бригад Алексей Васильевич Яциненко, Василий Николаевич Золотарев, механик по сельхозмашинам Николай Алексеевич Натров и многие другие.
Село благоустраивалось. В 1956 году селяне получили электричество от стационарной станции, а в 1972 году – от Волжской ГЭС.
В 1970 году началась прокладка оросительного канала.
В 1973 году вода пришла в село, началось строительство водопровода. Земля благодарила сельских тружеников высокими урожаями. Колхоз богател. На его поля пришли новые тракторы «К-700», комбайны «Нива». Строилось и хорошело село. В 1964 году справили новоселье школьники, а позже были построены детский сад, интернаты и больница.
В 1987 году в школе была сделана пристройка со спортивным залом.
Только благодаря людям, их воле, энергии и самоотверженному труду совхоз в 2003 году добился хороших результатов.
Сегодня в сельском производстве работают 123 человека.
Такова краткая история моей малой родины – села Кайсацкое.
В нашей стране патриотизм всегда был главным приоритетом, стоит лишь вспомнить былины, сказания, песни. Князь Святослав изрек: « Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам!». Наши соотечественники всегда были непримиримы к врагам своим, всегда самоотверженно трудились на благо своей страны. Пример земляков, их беззаветного служения Отечеству зовет нас, новое поколение, на подвиг во благо Родины. Мы постараемся не посрамить земли русской.
В село Кайсацкое можно доехать микроавтобусами, следующими до Эльтона (через г.Палласовку или с.Золотари).
Литература:
1. «В начале века» М.Т.Поляков Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1988 (с. 10,42,46,48,60,763,81).
2. «Заметки о героическом прошлом бывшего Кайсацкого района и его жителей» И.Аганин. Газета «Рассвет» № 53,54,55 1990г.
3. «Историко-краеведческие записки» Абалихин Б.С. Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1973.
4. «Историко-краеведческий сборник» Материкин А.В. Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1990.
5. Воспоминания очевидцев.
Источники:
1. Газета «Рассвет» (публикации в № 53-55, 1990г.).
2. Воспоминания односельчан (Черненко Ф.Ф., Яциненко А.В., Золотаревой А.П., Сологубовой М.П., Чукова Ю.С., Зубкова А.В.